4.7. Перевозка пчел

Для обеспечения максимальной продуктивности семьи в течение всего активного сезона пчелы должны находиться на близком расстоянии от массива цветущих медоносов, только в этом случае они в состоянии полностью реализовать свой биологический потенциал. Пасеки, расположенные весь сезон в одном месте, лишь в случаях специально организованного конвейера могут иметь непрерывный и устойчивый медосбор. Для максимального медосбора ульи с пчелами перевозят с одних массивов медоносов (отцветающих) на другие (зацветающие). Тем самым обеспечиваются непрерывный медосбор, эффективное опыление энтомофильных сельскохозяйственных культур и значительное повышение их урожайности.

Перевозка пчел к массивам цветущих растений, особенно в весенний и осенний периоды, способствует интенсивному наращиванию силы пчелиных семей и повышению их качества.

Пчеловоды, применяющие многократные перевозки пчел, ежегодно получают высокие и устойчивые медосборы, обеспечивая рентабельное производство продуктов пчеловодства.

В условиях интенсивного земледелия современное пчеловодство немыслимо без многократных перевозок пчел к медоносным угодьям.

Работники крупных пасек и пчелоферм перевозят пчелиные семьи, как правило, не менее 3 - 4 раз за сезон, выбирая при этом наиболее удобные и эффективные маршруты. В этих условиях пчеловодам необходимо заранее определить места для размещения пчелиных семей, детально изучить условия медосбора.

Оптимальный срок перевозки пчелиных семей к опыляемым медоносным культурам - начало цветения. Если это сделать несколько раньше, пчелы рассеются по другим дикорастущим медоносам и долго не будут переключаться на основную опыляемую культуру. Не получают желаемого эффекта и при запаздывании с перевозкой. Таким образом, несоблюдение оптимальных сроков перевозки приводит к недобору меда (поскольку в первые дни цветения выделяется до 70% нектара), а также к низкой завязываемости семян.

При расстановке ульев на новом месте необходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Нельзя размещать пасеку на пути перелета других пчел. Это может повлечь за собой слет пчел, сильную драку между ними, а иногда и гибель отдельных пчелиных семей. Место для временной пасеки выбирают как можно ближе к медоносным растениям, лучше непосредственно у цветущего массива, а также вдалеке от больших дорог и крупных водоемов. Кроме того, при выборе места учитывают и другие условия, описанные ранее.

Перевозить пасеку на медосбор можно только в том случае, если пчелы и расплод не имеют заразных (карантинных) болезней. Каждая пасека должна иметь ветеринарное свидетельство (справку), подтверждающее отсутствие инфекционных болезней пчел и разрешающее их перевозку. Разрешение на перевозку внутри района дает главный ветеринарный врач этого района, а на перевозку в другие районы - главный ветеринарный врач области. Перед перевозкой пчелиные семьи обследуют и результаты анализов вписывают в ветеринарное свидетельство.

Подготовка пчелиных семей к перевозке. Перед перевозкой необходимо прочно скрепить все части улья - дно, корпуса, магазинные надставки, подкрышники и крыши. Для этого существует много разных приспособлений. Чаще всего используют упаковочные металлические ленты с замыкающим устройством, а также прорезиненные или капроновые ремни со специальными металлическими крючками. Чтобы рамки не сдвинулись с места и не раздавили пчел и матку, применяют специальные разделители, обеспечивающие неподвижность рамок во время движения транспорта. При перевозке удобнее всего пользоваться контейнерами. В этом случае сам контейнер служит скрепляющим устройством сразу для нескольких ульев.

Условия, необходимые для успешной перевозки пчел. Во время перевозки нарушаются естественные условия жизни пчел. Из-за сильного возбуждения в гнезде значительно повышаются температура и влажность, и пчелы могут «запариться» и погибнуть. Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию в ульях.

За счет крыши и подкрышника над гнездом остается свободное пространство (не менее 15 см) для выкучивания пчел. В крыше открывают клапаны вентиляционных окон. В не типовых ульях на гнездовой корпус сверху ставят пустую магазинную надставку и к нему прибивают металлическую вентиляционную сетку. При ее отсутствии можно использовать капроновую. Ульи с такой вентиляцией перевозят без крыши. В том и другом случае с гнезда снимают потолочные дощечки и утепляющую подушку, наполовину отворачивают холстик. Нельзя прибивать сетку непосредственно к корпусу улья, т.е. без свободного пространства над рамками.

Летки в ульях на время перевозки должны быть закрыты и не пропускать свет. Следует помнить о том, что во время перевозки зарешечивание летков не обеспечивает надежной вентиляции гнезда. Более того, возбужденные пчелы, стремясь покинуть гнездо, скучиваются около летка, закрытого решеткой, забивают ее, и доступ свежего воздуха в улей вовсе прекращается.

В жаркую погоду лучше двигаться без остановок. В случае вынужденной длительной остановки автомобиль необходимо разместить в тени, а ульи сразу же снять с кузова, расставить и тут же открыть летки. Промедление с разгрузкой может привести к гибели пчелиных семей или частичному запариванию пчел, оплавлению и обрыву сотов.

Чаще всего пчел перевозят в ночное время.

Следует помнить, что пчелы очень хорошо запоминают месторасположение своего улья и летка. Поэтому при перевозке на небольшое расстояние (в пределах радиуса продуктивного лёта пчел) вылетевшие из улья пчелы попадают на знакомую им территорию и возвращаются на свои старые места. Эти пчелы погибают, собираясь кучками на кустах и траве.

Можно уменьшить слеты пчел на старое место, если вынудить их к ориентировочному облету на новом месте. Для этого перед открытием летков на прилетные доски помещают пучки травы или веточки, мешающие свободному вылету и побуждающие их к ориентировочному облету на новом месте. Пчелы реже возвращаются на старое место, если семьи перевозят после нескольких нелетных дней. В этом случае они всегда совершают ориентировочные облеты.

По прибытии на место ульи разгружают из транспортного средства и расставляют на заранее намеченные места. После выгрузки 8-10 ульев один из пчеловодов сразу же открывает летки. После успешной перевозки пчелы быстро успокаиваются и сразу же, если позволяет погода, совершают дружный облет. После облета пчел к вечеру или на следующий день на открытые рамки ульев помещают холстики и утепляющие подушки.

Выход из летка вялых черных пчел указывает на их частичное запаривание. Если из летка вытекает мед, значит, в семье во время перевозки произошел обрыв медовых сотов. Этим семьям срочно требуется помощь.

После того как все ульи расставлены и открыты летки, приступают к осмотру гнезд.

Использование транспортных средств для перевозки пчел. Перед погрузкой на автомобиль ульи еще раз тщательно осматривают. При обнаружении щелей их тщательно заделывают мягкой (смоченной) глиной, паклей или замазкой. Ульи грузят четыре человека: двое их подносят, а двое устанавливают на транспортное средство. Для облегчения ручной погрузки применяют трап, который навешивают на задний борт автомобиля. Размещают ульи летком назад по ходу движения транспорта для того, чтобы они не сдвигались при езде по неровной дороге и в вентиляционные отверстия попадало больше свежего воздуха.

На грузовые автомобили однокорпусные ульи ставят в три яруса, двухкорпусные и двенадцатирамочные ульи с двумя магазинными надставками - в два яруса. Высота груза не должна превышать 3,6 м. над уровнем полотна дороги.

Контейнеры на три или четыре улья грузят с помощью гидрокрана, автокрана или погрузчика. Это значительно ускоряет работу, так как один кран может грузить контейнеры не только на свою платформу, но и на стоящий рядом автомобиль. Пчеловоду только необходимо расставлять ульи на требуемом расстоянии между рядами (4 или 7 м).

После погрузки контейнеры с ульями увязывают цепью, закрепляя ее за крючки на кузове автомобиля.

Для перевозки можно использовать автомобильный полуприцеп-контейнеровоз в сцепе с автомобилем-тягачом, а также двухосные прицепы и тракторные тележки. При перевозке соблюдают определенную скорость движения: по проселочным дорогам с выбоинами — не более 15-20 км/ч., по асфальтированным 50 - 60 км/ч.